Реабилитация после КИ


Современные модели систем кохлеарной имплантации (КИ)

Современные модели систем кохлеарной имплантации обладают возможностью проведения телеметрии нервного ответа (NRT). В процессе телеметрии нервного отклика на электрод импланта подается стимулирующий электрический сигнал, и записывается отклик на этот сигнал соседних волокон слухового нерва. Во время операции NRT дает возможность хирургам убедиться в том, что волокна слухового нерва откликаются на стимуляцию.

До начала создания индивидуальной программы речевого процессора (MAP – «индивидуальная программа обработки звуков»), NRT обеспечивает уверенность врача-аудиолога в том, что уровни стимуляции  MAP в речевом процессоре находятся в пределах диапазона слышимости. Использование NRT позволяет проводить более точную настройку речевого процессора у маленьких детей, которые не способны охарактеризовать воспринимаемые ими звуки как громкие, комфортные или тихие.

Речевые процессоры различных моделей систем кохлеарной имплантации могут содержать две, три или четыре программы для развития «слушания» (формирования, развития и совершенствования слухового восприятия) в различных ситуациях: тихой обстановке, в сложной акустической среде (общение двух и более людей, на фоне помех), а также для прослушивания музыки.

Особенности слухового восприятия при пользовании различными системами КИ

Каждый речевой процессор программируется индивидуально и, в дальнейшем, требуется периодическое внесение изменений параметров программирования. Мозг получает информацию в течение нескольких микросекунд после приема звука микрофоном, так что имплантированный пациент слышит звуки практически в момент их появления. Ведущие независимые исследователи в области кохлеарной имплантации установили, что современные импланты доставляют звук до слухового нерва с очень высокой точностью синхронизации.

Слуховое восприятие детей, пользующихся системой кохлеарной имплантации, имеет ряд особенностей:

  1. Пороги слуха соответствуют I степени тугоухости (25-40 дБ), что затрудняет восприятие и опознавание глухих согласных, различение оппозиционных звуков (затруднено восприятие окончаний слов, предлогов, приставок, глухих согласных) при общении на расстоянии более 2-х метров.
  2. Поступающие звуковые сигналы искажены (особенно в первый период после операции – примерно, до полугода устанавливается оптимальный режим работы речевого процессора КИ), поэтому даже оглохшие дети или взрослые сначала не узнают знакомые слова и звуки, требуется время и специально организованные занятия для того, чтобы они научились разбирать речь.
  3. Дети могут игнорировать многие окружающие их звуки в связи с отсутствием или недостаточно сформированным у них слуховым вниманием, поэтому необходима постоянная последовательная работа по привлечению их внимания к различным окружающим звукам.
  4. Ребенок испытывает трудности при восприятии речи в шумной обстановке, в условиях реверберации, при общении нескольких людей.
  5. В связи с тем, что операция КИ проводится обычно на одно ухо, взрослые и дети с кохлеарным имплантом плохо локализуют звук в пространстве (определяют направление и расстояние до источника звука).
  6. Ребенок, не имевший до операции слухового опыта, будет медленнее учиться обнаруживать и различать окружающие его звуки и речь.
  7. Дети плохо распознают быструю речь, особенно в первый год после операции, в том числе и речь, не обращенную к ним непосредственно.
  8. Имеются трудности по запоминанию речевого материала, нарушения слухового внимания и сниженный объем слуховой памяти как следствие незрелости центральных слуховых процессов, которые до операции не получали информацию (или она была достаточно искажена) и не развивались. 

Успешность слухоречевой реабилитации после операции зависит от совокупности медицинских, психолого-педагогических и социальных факторов:

  1. Хирургической тактики оперативного вмешательства, интраоперационного тестирования импланта (во время операции специалист тестирует иплант);
  2. Выбора оптимальных характеристик выходного сигнала речевого процессора, отвечающих слуховым возможностям ребенка с кохлеарным имплантом (каждый речевой процессор программируется индивидуально, в течение длительного времени – до двух лет, требуется периодическая педагогическая проверка у сурдопедагога адекватности настройки индивидуальной программы прослушивания с целью корректировки ее специалистом - аудиологом);
  3. Технического обеспечения и сервисной поддержки кохлеарного импланта каждого пациента (речевой процессор – это высокотехнологическое устройство, которое может «выйти из строя», в течение времени могут возникать различные проблемы в работе речевого процессора, которые необходимо после установления, решать с техническими службами поддержки);
  4. Учета индивидуальных особенностей личности имплантированного ребенка или взрослого, их принципиально иных слуховых возможностей (в отличии от лиц, пользующихся слуховыми аппаратами) при организации коррекционно-педагогической работы в различных (специальных и массовых) образовательных учреждениях, в том числе, включая варианты интегрированного или инклюзивного образования, в центрах, занимающихся реабилитацией лиц после КИ;
  5. Сформированности у родителей или лиц, занимающихся воспитанием ребенка с кохлеарным имплантом, адекватных ожиданий от реабилитации.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

  1. Настройка программ речевого процессора системы кохлеарной имплантации.
  2. Педагогическая оценка состояния слухового восприятия и речи у детей и взрослых на всех этапах реабилитации после кохлеарной имплантации.
  3. Организация взаимодействия аудиолога и сурдопедагога в процессе реабилитации детей и взрослых после кохлеарной имплантации.
  4. Оказание технической поддержки детей и взрослых – пользователей кохлеарными имплантами сервисными службами.
  5. Организация обучения детей с кохлеарными имплантами в учреждениях образования, как специальных, так и массовых.
  6. Организация совместной деятельности педагогов и родителей, воспитывающих детей с кохлеарными имплантами.
  7. Оказание медицинской и психолого-педагогической помощи лицам с кохлеарными имплантами в медицинских учреждениях, занимающихся кохлеарной имплантацией.
.