Развитие слухового восприятия и речи детей

Формирование, развитие речи и слухового восприятия слышащих и неслышащих детей, подчиняется общим закономерностям при разном темпе развития познавательной и речевой деятельности. Темпы слухоречевого и общего развития ребенка зависят, прежде всего, от раннего слухопротезирования (желательно бинаурально, т.е. на оба уха), речевой среды (массовый детский сад) и многолетних систематических занятий с сурдопедагогом, логопедом и дома с родителями.

Психологическое состояние слышащих родителей после диагноза ребенку «тугоухость или глухота» можно  охарактеризовать одним словом – шок. Пережив первое потрясение они начинают искать информацию, которую черпают у терапевтов, ЛОР-врачей, сурдологов, логопедов, знакомых и, большей частью, из интернета, где зачастую информация бывает противоречивой и приводит родителей в еще большее замешательство.

Если потеря слуха небольшая (I, II или III степень тугоухости),  ребенку подбираются слуховые аппараты. При большой потере слуха (IV степень и глухота), взвесив все «за» и «против», прочитав, что кохлеарная имплантация восстанавливает весь частотный диапазон слуха и ребенок после операции имеет все возможности развить слуховое восприятие, понимание и речь до возрастной нормы (при ежедневных систематических занятиях и речевой среде), слышащие родители чаще всего соглашаются на операцию. А впоследствии, глядя на положительные результаты, идут и на  вторую (развитие бинаурального слуха — восприятие звуков с помощью обоих ушей — дает еще больше возможностей).

В семье неслышащих бывает все с точностью до наоборот: родился ребенок такой же как они, значит выучит жестовый язык, пойдет в специальный детский сад, а потом в школу-интернат  и будет жить в обществе глухих, как все. Большая часть неслышащих отрицательно относится к кохлеарной имплантации. Однако сейчас некоторые неслышащие родители хотят дать своему ребенку больше возможностей, чем было у них и соглашаются на КИ. И, хотя их пока немного, постепенно все большее количество неслышащих родителей дают своему ребенку шанс жить в мире слышащих. Обычно их на это подвигают слышащие родственники, чаще бабушки и дедушки.

Бытует мнение среди родителей и даже части сурдопедагогов, что если ребенку поставили КИ, он вскоре заговорит сам. Это глубочайшее заблуждение! Ведь до операции отделы мозга, отвечающие за слуховое восприятие и речь, не развивались, то есть, выражаясь современным языком, файлы в этих папках были пусты, а компьютерные программы не написаны. Врачи говорят “мозг спит”. И, чтобы разработать такие программы, мозгу нужна определенная слухоречевая база, которой пока нет. Ребенок слышит, но не понимает, что он слышит — это для него просто неопределенный, поначалу раздражающий шум.

Поэтому неслышащие дети с кохлеарным имплантом (после подключения) проходят те же этапы слухоречевого развития, как и слышащие малыши с рождения. Исследователи  выделяют  несколько этапов развития речи в онтогенезе:

·довербальный:  от рождения ребенка до 18 месяцев;

·ранневербальный:  от 1,5 до 2,5 лет;

·языковый:  с 3-х лет.

До 1,5 месяцев начинает развиваться интонация; до 2,5 появляются речевые реакции в виде «гулений»;  к  5  месяцам  появляется лепет — голосовой поток распадается  на  слоги,  ребенок  слышит звуки, видит артикуляцию  окружающих людей и пытается подражать; в 7 месяцев ребенок  интересуется звуками, которые издает сам; к 8-9 у ребенка появляется активный лепет, образуются слоговые цепочки разной длины  – развиваются звукопроизносительные навыки; к концу 1 года жизни и в начале 2  года начинают появляться первые слова при высокой речевой активности; до 20 месяцев идет интенсивное накопление словаря, начинают формироваться элементы фразовой речи – происходит развитие лексики; с 2,5 лет  происходит интенсивное  усложнение фраз, с одновременным  их употреблением, т.е. происходит становление грамматической речи.

У слышащих детей формирование фонематического слуха заканчивается к началу 3-го года жизни. Становление нормального звукопроизношения завершается к 5-6 годам, на базе уже сформированного слухового восприятия.

При ежедневных занятиях по развитию слухоречевого восприятия и речи с сурдопедагогом и родителями у неслышащего ребенка  со слуховыми аппаратами или с КИ сначала появляются  реакции на громкие звуки, он начинает поворачивать голову в сторону звука, потом реагировать на голос, другие звуки и сам пробует их издавать. В этом ребенку оказывают помощь родители, которые в бытовой обстановке постоянно привлекают внимание ребенка к звукам, вызывают у него интерес к ним. Через 2 — 6 месяцев у детей формируется способность узнавать и понимать отдельные слова и предложения, появляется лепет и первые слова. Ранооглохшие дети и подростки с КИ обучаются слышать и понимать  речь  5  и  более  лет.  Это  связано  у  детей с определенными этапами развития системы родного языка – накоплением словарного запаса, развитием грамматических представлений, мышления. Поэтому им нужна речевая среда (общение на улице и дома, массовый детский сад) и ежедневные занятия с родителями и педагогами, исключая жестовый язык и дактилологию в период становления у детей устной и письменной речи.

Наши занятия проводятся по методике Э. И. Леонгард (основателя методики обучения глухих без жестовой речи), которая формирует и развивает слуховое восприятие, речь ребенка по тем же этапам развития, как у слышащих детей. Занятия проводятся в игровой форме. Ребенок постепенно приучается слушать, различать звуки окружающего мира и себя. Начинает пробовать сам издавать различные звуки, “звучать”, как говорят специалисты. Игры с голосом постепенно переходят в первые слоги и слова. В процессе занятий развивается восприятие, мышление, логика,  слухоречевая память, формируются учебные навыки.

Особо нужно отметить, что занятия проводятся при  активном участии родителей, которые в первую очередь заинтересованы в абилитации и реабилитации своих детей. Любойродитель, независимо от образовательного уровня, социального статуса, места проживания, профессиональной принадлежности, материального положения, может активно участвовать в воспитании и обучении своего неслышащего ребёнка. Происходит постепенная адаптация ребенка в общество слышащих, что обеспечивает ему реализацию всех потенциальных возможностей психического, речевого, эмоционального, личностного развития.

ДЕТИ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

Конец XX — начало XXI века ознаменовались многими открытиями в разных областях науки, техники, медицины … Коснулись они и людей с нарушениями слуха. Известные фирмы, производящие слуховые аппараты в разных странах, разрабатывают всё новые поколения аппаратов, эта индустрия стремительно развивается. Совершенствующиеся аппараты нового поколения позволяют глухим детям всё лучше понимать устную речь окружающих и иметь более высокий уровень внятности собственной речи.

Больше 30-ти лет назад произошел очередной прорыв в борьбе с глухотой   — были созданы кохлеарные импланты, и началась эра кохлеарной имплантации, в которой мы сейчас и живем. Импланты производятся разными зарубежными фирмами, естественно, конкурирующими, вследствие конкуренции быстрыми темпами совершенствуются и концепции, лежащие в основе разработок и технологий. Появляются новые типы имплантов, обеспечивающих более высокий уровень разборчивости речи, уже началась двусторонняя имплантация (в некоторых зарубежных странах она внедрена в повседневную медицинскую практику).

Кохлеарная имплантация рекомендуется тем детям с нарушением слуха (в первую очередь глухим, а также имеющим резко выраженную тугоухость), которым современные слуховые аппараты пока не способны обеспечить условия для нормального слухоречевого развития.

Что дает кохлеарная имплантация? Теперь многие об этом знают: глухие дети, имеющие даже минимальные остатки слуха («тотально глухие»), становятся слабослышащими. Чем раньше делается операция, тем лучше результаты: в этих случаях речевое развитие детей соответствует возрастной норме слышащих (зап рубежом операции делаются на первом году жизни ребенка). Дети имеют совершенно естественное произношение, главное — естественную, богатую интонацию. В свободном общении дети понимают речь на слух, не ориентируясь на зрение. Объем словаря этих детей не уступает объему словаря слышащих сверстников; у детей формируется грамотная речь. Таковы реальные результаты ранней кохлеарной имплантации.

Чем позже делается операция, тем больше времени уходит у ребенка на адаптацию к новым условиям восприятия звуков окружающего мира, а главное — звучащей речи. И тем сложнее улучшить произношение ребенка.

Не всякий ребенок может быть рекомендован к операции. Начиная со школьного возраста (а иногда — и раньше), врачи отказывают в операции тем детям, которые не носили аппараты: «мозг спит», как говорят врачи, он уже не способен воспринимать звуковую речевую информацию, т. к. те слуховые зоны мозга, куда обычно поступает речевая информация, много лет бездействовали. И если операция все-таки делается, то ребенок слышит только хаос звуков, ведь речь этого ребенка формировалась без участия слуха. Поэтому у ребенка отсутствуют слуховые образы слов. Вследствие этого, когда с помощью импланта поступают речевые сигналы, мозг не распознает их как речь. А причина проста: в процессе обучения ребенок не носил слуховых аппаратов, с ним не проводились занятия по развитию речевого слуха и у него не сформировалась слухоречевая система. Результат — операция оказалась не бесполезной, но вредной, потому что ребенок теперь живет в непрерывном шуме, ничего не понимая, отчего он находится в постоянном нервном напряжении. А причина — педагогический брак.

Прекрасные результаты операции сами по  себе не возникают — с детьми нужно заниматься. И тут мы подходим к главной, и самой большой на сегодняшний день теме: дети после кохлеарной имплантации.

Еще бытует мнение и не только среди родителей, но и среди части сурдопедагогов. Что после кохлеарной имплантации дети становятся нормально слышащими, и дальнейшее их развитие должно происходить стихийно, как у слышащих. Но нормально слышащими дети не становятся — их слух, действительно, существенно улучшается, но детям нужно научиться слышать, т. е. понимать речь. Значит у детей необходимо специально развивать речевой слух. Им нужно адаптироваться к новому звучанию речи, поскольку образы слов, воспринимаемые с помощью слуховых аппаратов, отличаются от  тех образов, которые они воспринимают теперь.

После операции речевой слух развивается у детей интенсивно. И они могут слышать и воспринимать естественную речь, естественную интонацию, естественный темп, ударение, естественные звуки. Поэтому они должны находиться в таких условиях, где эта возможность становиться реальностью. Это значит, что они должны находиться в речевой среде —  в среде нормально говорящих сверстников.

В обучении этих детей категорически недопустимо использование дактилологии и языка жестов. Использование этих знаковых систем сразу создает преграду формированию нормальной слухоречевой связи и не дает возможности слуху воздействовать на процесс формирования речи — учеными-физиологами давно доказано, что механизмы функционирования (работы) устной, дактильной и жестовой речи абсолютно разные.

После проведённой операции кохлеарной имплантации каждому пациенту необходима длительная реабилитационная работа:

  • · занятия с сурдопедагогом;
  • · периодическая настройка речевого процессора КИ (заключающаяся в выборе стратегий кодирования речи, создании индивидуальных программ прослушивания для получения максимального эффекта у пользователя кохлеарного импланта).

Эта работа направлена на формирование у человека полноценных слуховых ощущений.

          Для слухоречевой реабилитации детей необходимы постоянный контроль и наблюдение за ребёнком, состоянием его слухового восприятия. От качества настройки процессора КИ зависит полнота и интенсивность слухового и речевого развития каждого пациента.

          Бывают случаи, когда после настройки процессора КИ ребёнок слышит звуки, но не может их различить между собой (речь, музыкальные звуки, бытовые шумы воспринимаются им, как постоянный неопределённый шум). В результате, с такой настройкой ребёнок теряет драгоценное время (от трёх до шести месяцев - период до следующей настройки), нет понимания происходящего вокруг, речь не развивается!

          При систематическом контакте с ребёнком (занятия с сурдопедагогами, постоянное общение с родителями) такие ситуации не могут возникнуть, а если возникнут, то есть возможность их исправить, т.к. настройку процессора КИ при необходимости, можно проводить регулярно.

В дальнейшем настройка речевого процессора КИ уточняется и совершенствуется во время занятий. Педагог наблюдает  за слуховым и речевым развитием ребёнка и всегда есть возможность внести корректировки в  настройки речевого процессора КИ.

          Интенсивная настройка речевого процессора КИ проводится в первые   2 – 3 года, с периодичностью в 3 – 6 месяцев. В дальнейшем пациентам необходимы постоянные настройки  в течение всей жизни, с периодичностью: 6 месяцев – 1 год.

          Настройка кохлеарного импланта заключается в стимуляции электродов импланта,  и определении  (по ответной реакции имплантированного пациента, на поданные стимулы комфортного уровня)  громкости звука.

          Преобразование акустических сигналов в электрические импульсы, которые возбуждают волокна слухового нерва, обеспечивая полноценное слуховое восприятие - очень сложная задача.

Это обусловлено, прежде всего, тем, что в улитке имеется более 20000 рецепторов, которые обеспечивают детальное спектральное представление акустического сигнала. 

          Слуховое и речевое развитие ребёнка начинает задерживаться с того момента, когда началось нарушение слуха. Ребёнка необходимо как можно быстрее протезировать слуховыми аппаратами. Очень важно при протезировании подобрать соответствующие потере слуха слуховые аппараты и качественно их настроить.

В последующем, при настройке слуховых аппаратов, важно наблюдение ребёнка сурдопедагогом, который даёт рекомендации для уточнения настройки слуховых аппаратов.

          Важно понимать, что даже при очень хорошем протезировании и качественной настройке слуховых аппаратов, без специальных коррекционных занятий, ребёнок может и не начать развиваться по слуху и речи, либо «пойдёт» очень медленным темпом. Нужно помнить о том, что у ребёнка в улитке есть повреждённые клеточки, которые нельзя восстановить. А «живые» клеточки начали полноценно «работать» только после протезирования. Эти «живые» клеточки должны научиться выполнять свои функции (реагировать на звуки, передавать сигнал в слуховую зону коры головного мозга, чтобы различить их между собой) и ещё «взять на себя функции» повреждённых клеток!

При целенаправленных систематических коррекционных занятиях  результаты есть у ВСЕХ детей!

Для имплантированных детей особое значение приобретает взаимодействие между аудиологом, сурдопедагогом и родителями, а также эмоциональный контакт каждого из них с ребенком. Аудиологу для успешной настройки речевого процессора необходимо наличие у пациента некоторых умений (реагировать на присутствие или отсутствие звука, сосчитать количество звучаний, определить громкость звучания и др.). Сурдопедагог определяет и показывает как, какими способами научить ребенка этим умениям. Однако, основной процесс обучения, автоматизации необходимых умений обеспечивается родителями в домашних условиях!

При настройке речевого процессора КИ после проверки состояния электродов сначала аудиолог определяет пороговые уровни токов и максимально комфортные уровни токов на каждом электроде. Изменение уровня токов ребенок воспринимает как гудочки разной громкости и частоты.

Родители могут самостоятельно подготовить ребенка для более успешной настройки речевого процессора системы кохлеарной имплантации:

Посадить цветочек на лужок

Цель: формировать зрительно-двигательную координацию.

Ход игры: взрослый предлагает посадить на лужок красивые цветочки. В ответ на звуковой сигнал взрослый прикрепляет цветочек к липучке. Затем ребенок действует по подражанию. Взрослый сначала предъявляет звуки слухо-зрительно, затем только на слух.

Игры, направленные на выработку условно-двигательной реакции на звук

Прокати шарик через воротца

Цель: Развивать условно-двигательную реакцию на звук, зрительно-двигательную координацию, закреплять хватание щепотью, развивать соотносящие действия.

Ход игры: Взрослый садится у одного края стола, ребенок -  напротив у другого. Между собой и ребенком он ставит воротца. Педагог берет один шарик и в момент звучания прокатывает его через воротца к ребенку. Тот ловит и тем же движением в момент звучания возвращает обратно. Взрослый сначала предъявляет звуки слухо-зрительно, затем только на слух.